Документы по истории Приваленской школы

 

 

 

Перевести эту страницу
Translate.Ru PROMT©

Исторические документы рассказывают:

 

 

 

ОПИСАНИЕ ПОСЕЛКА ПРИВАЛЬНОЕ ОМСКОГО УЕЗДА АКМОЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ. 1902 г.*
http://museum.omskelecom.ru/deutsche_in_sib/DOCUMENTS/1902_5.htm

В поселке в год исследования была общественная ("церковная") школа, в которой обучалось до 30 человек детей и строилось новое помещение для школы (и молитвенного дома) на 100 человек. Преподавание ведется на немецком языке учителем, кончившим в Самарской губернии земскую школу. Учебные пособия у каждого школьника свои. 


 

 ДОНЕСЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО НАЧАЛЬНИКА 2-го УЧАСТКА О СОСТОЯНИИ ШКОЛ В НЕМЕЦКИХ ПОСЕЛКАХ ОМСКОГО УЕЗДА. 19. 12. 1902 г.
  

http://museum.omskelecom.ru/deutsche_in_sib/DOCUMENTS/1902_9.htm

При объезде селений Александровской (немецкой) волости мною усмотрено следующее: чуть не со дня образования селений, т. е. с 1893 г., в с. с. Поповке, Сосновке, Новинке, Александровском, Привальном и Красноярке существуют школы, коими заведуют полуграмотные по-немецки кистеры - Шульмейстеры, не умеющие в большинстве даже объясняться по-русски; в этих школах, исключая Александровской и Новинской, с 1901 г. принятых в заведование Министерством народного просвещения и снабженных, благодаря этому, необходимым, хотя и в недостаточной мере, и о некоторых недостатках которых я почту долгом доложить особо, не было при моем посещении портретов Царя и Царицы, не было учебников, пособий, даже на немецком языке, но зато во всех этих школах были найдены мною, на самых видных местах, довольно толстые прутья для наказывания детей и несколько немецких книг для чтения.

Ни в одной из этих школ, исключая Александровской и Новинской, где присутствовать на занятиях не удалось, дети, несмотря на то, что в большинстве посещают школу несколько лет, не знают ни одного слова по-русски и не могли назвать, даже по-немецки, ныне царствующего монарха, где они живут, кто управляет краем, областью, участком, впрочем, последних ответов я не мог добиться и от детей некоторых русских школ Министерства народного просвещения и церковно-приходских. Население немецкой волости было, видимо, удивлено моими вопросами и на замечания о необходимости знания русского языка, решалось делать замечания, что в их колонии это не нужно, что школа эта - их частная собственность, в которую даже пастор их не вторгается и ни разу в ней не был, требуя только подготовления детей для конфирмации. Было ли за этими школами наблюдение пастора - мне не удалось установить, но вредное влияние этих школ, при настоящих условиях их существования, я признаю безусловно, и дальнейшее их существование надо прекратить, если нельзя будет их правильно организовать, т. е. ближайшее наблюдение пору-чить пастору, учителями назначить лиц, знающих русскую грамоту и имеющих право на преподавание, снабдить книгами и руководствами для учителей, и установить надзор за этими школами администрацииШколы - деревянные, обширные, с достаточным вполне кубическим содержанием воздуха, с достаточным количеством мебели, учебных принадлежностей и пособий, книг и проч., но настолько заставлены скамьями с пюпитрами для молений, кафедрами для пастора, загородками, что детям в них негде пройтись, не говоря уже о том, чтобы порезвиться в перемену. Занятия в них ведут русские учителя, уступающие для занятий полуграмотных кистеров немецким языком и законом Божьим время от 1/2-1 часу до 4 ежедневно, причем в занятия эти учителя не вмешиваются не потому, чтобы не хотели, а потому, что считают себя не вправе. Нельзя не отметить и того обстоятельства, что деликатные немцы весьма снисходительны к нашему компромиссу - они посылают в русскую школу, как они называют часы занятий коронного учителя, от 15-20 мальчиков из 60-80 детей, занимающихся в ча-сы занятий кистера.

Необходимо русского учителя сделать полным хозяином школы, преподавание немецкого языка и закона Божьего возложить на пастора или по его избранию, за его личной ответственностью, на лицо, имеющее право преподавания, а скамьи с пюпитрами из школы убрать.


 

Образование и становление немецких колоний в Западной Сибири
в конце XIX — начале XX веков

http://homepages.rtlnet.de/alkisselm5672/history_r.htm

В 1902 г., проводя обследование поселка, А. Н. Букейханов отмечал, что переселенцы были крайне недовольны своим положением в Сибири из-за плохой обеспеченности участка водой и даже подумывали о возвращении на родину. К 1904 г. в поселке насчитывалось 32 хозяйства, проживало 102 души мужского пола. В поселке был дерновый молитвенный дом, при котором имелась школа (учитель Штраус вел преподавание на немецком языке для 30 учащихся).

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»